Мы, взрослые — и учителя, и родители — хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
Готовность ребенка к обучению в школе (информация здесь)
Тест "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
Уважаемые родители первоклассников!
Перед прохождением медицинской комиссии по готовности Вашего ребенка к школьному обучению предлагаем Вам самим пройти тест с вашим ребенком. Это поможет Вам понять, на что обратить внимание при организации занятий и игры для развития познавательных способностей ваших детей. Обязательно находите время (хотя бы 30 мин. в день) для совместной деятельности с Вашим ребенком. Это могут быть и игры в конструктор, совместное собирание пазлов, чтение и рассматривание иллюстрированных книг и т.п. При этом должна быть обязательно совместная игра или занятие. Любите своих детей, каждый день говорите им об этом, чаще обнимайте их. Такое ваше поведение придаст уверенности вашему ребенку, желания что‒то делать и достигать в своей жизни.
Готов ли ваш ребенок к школе?
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови ФИО мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь ‒ женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто из вас старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через 2 года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь ‒ вечером или утром? Обедаешь ‒ утром или вечером? Что раньше ‒ обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес?
9. Кем работает отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш? Ленточка, платье?
11. Какое сейчас время года ‒ зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках ‒ летом или зимой?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем в школе нужны звонок или парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время года с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха?
23. Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от трех до шести? От девяти до двух?
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по‒твоему тебе будет лучше учиться: дома с родителями, в школе с учительницей, или если учительница сама будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов.
Все баллы суммируются.
1 балл ‒ за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (кроме контрольного)
0,5 баллов ‒ за правильные, но неполные подвопросы
Правильными считаются ответы соответствующие вопросу: папа работает инженером. У собаки больше лап, чем у петуха.
Неправильными считаются ответы: мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом:
№5 ‒ если ребенок может вычислить, сколько ему лет ‒ 1 балл, если он называет года с учетом месяцев ‒ 3 балла.
№8 ‒ за полный домашний адрес с названием города ‒ 2 балла, неполный ‒ 1 балл
№15 ‒ за каждое правильное указанное применение школьной атрибутики ‒ 1 балл
№ 24 ‒ за правильный ответ ‒ 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 25 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то этим отмечается положительная мотивация к обучению в школе. Общая сумма баллов должна быть не менее 4.
Результат.
27‒32 балла ‒ хорошая зрелость.
23‒26 ‒ средняя зрелость
17‒22 ‒ низкая психосоциальная зрелость.
Психолого-педагогические рекомендации родителям
– В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности. Ребенок рассчитывает на вашу поддержку в любой ситуации.
– Стоит проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок. Очень полезно ребенка просто послушать.
– Не надо критиковать своего ребенка, лучше подчеркнуть его успехи. Дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.
– Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
– Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми — это может привести к снижению его самооценки. Сравнивать рекомендуем только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
– Общение полезно без прямых средств воздействия (команд, угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т. д.). Просьба — лучшая форма делового общения с детьми. Основной принцип семейного воспитания — сотрудничество в области общих целей. Главное условие семейного воспитания — атмосфера доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций. Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.
– В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся: болезнь или какое-либо недомогание; время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, неудача) — нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль; когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — то есть во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям непонятны; когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
– Дети положительно и уважительно воспринимают ответственное отношение родителей к выполнению обещаний.
– Для обогащения интеллектуально-эмоциональной сферы ребенку требуется вместе гулять, играть, трудиться, секретничать с родителями.
– Важно, чтобы и дома, и в школе ребенок был в безопасности. Задача взрослых — научить обходиться без них в самых элементарных ситуациях. Так как, поступая в школу, ребенок на долгое время остается один, без присмотра родителей, а позднее многие дети на основании письменного разрешения родителей самостоятельно ходят из дома в школу и обратно, приоритетом становится безопасность ребенка.
Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе с помощью соблюдения режима дня и санитарно-гигиенических требований
Ребенок в возрасте 7 лет нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание.
Лучшее время для домашних занятий — с 15 до 17 часов.
Дети очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение и спокойно уснуть.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает, учится самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
Как правильно организовать рабочее место первоклассника
1. Во время письма и чтения дети сидят прямо, не касаясь грудью стола.
2. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).
3. Карандаш или ручку держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1-1,5 см.
4. Тетрадь надо положить так, чтобы расстояние от тетради до глаз было не менее 33 см.
5. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист (для правшей).
6. Лампа должна находиться с левой стороны от ребенка (для правшей).
7. Письменный стол и стул в первую очередь подбираются с учетом роста ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, ребенку гораздо легче заниматься, он дольше сохраняет работоспособность и активность.
раскрыть » / « свернуть